Марина Цветаева
 VelChel.ru 
Биография
Хронология
Семья
Цитаты
Галерея
Памятники Цветаевой
Стихотворения 1906—1920
Стихотворения 1921—1941
Стихотворения по алфавиту
Статьи
Поэмы
  Автобус
  Егорушка
  Красный бычок
  Крысолов
  … Глава первая • Город Гаммельн
  … Глава вторая • Сны
  … Глава третья • Напасть
  … Глава четвертая • Увод
  … Глава пятая • В ратуше
  … Глава шестая и последняя • Детский рай
  … Примечания
  … Комментарии
… Анализ поэмы
  Молодец (сказка)
  На красном коне
  Несбывшаяся поэма
  Новогоднее
  Певица
  Перекоп
  Переулочки
  Попытка комнаты
  Поэма Воздуха
  Поэма Горы
  Поэма заставы
  Поэма конца
  Поэма лестницы
  Поэма о Царской семье
  С моря
  Сибирь
  Царь-девица (сказка)
  Чародей
Проза
Автобиографическая проза
Статьи и эссе
О творчестве автора
Об авторе
Переписка
Ссылки
 
Марина Ивановна Цветаева

Поэмы » Крысолов » Анализ поэмы

Поэма М. Цветаевой «Крысолов» (1925 г.) основана на средневековой немецкой легенде о бродячем музыканте, который избавил город Гаммельн от нашествия крыс. Не получив за это обещанного вознаграждения, музыкант с помощью своей флейты выманил из города всех детей, которых поглотила разверзнувшаяся гора. Взяв за основу сюжет, Цветаева значительно переработала легенду, придав ей острый социальный смысл. Сама поэтесса окрестила свое произведение «лирической сатирой».

В первой главе («Город Гаммельн») Цветаева дает общую характеристику места действия. Город и его жители символизируют собой пошлую и бессмысленную мещанскую жизнь, которую поэтесса презирала. Горожане превыше всего ценят сытость и обеспеченность. Они живут согласно строго установленному распорядку. Малейшее отступление от правил (даже «оторванная пуговица») считается настоящим грехом. Горожане довольны таким образом жизни, они считают Гаммельн «рай-городом».

Вторая глава («Сны») описывает сновидения гаммельнцев. В ней особенно заметен сарказм Цветаевой, для который сны играли очень большую роль в жизни. Любой человек во сне покидает реальный мир, получает возможность путешествовать, летать, совершать подвиги и т. д. Жители Гаммельна настолько пропитались своим убогим бытом, что он проник даже в их сновидения. Засыпая, они видят только то, что им положено по социальному статусу и профессиональной деятельности («весы… — аптекарь», «наставнику — трость», «прачка — плисовое» и т. д.). Лишь дочь бургомистра сумела сохранить остатки воображения, потому что видит во сне «запахи, шепоты… и еще что-то!».

В третьей главе («Напасть») «безгрешный» город подвергается опустошительному набегу крыс, которые символизируют собой большевиков. Цветаева относится отрицательно и к тем, и к другим. Погрязший в мещанстве буржуазный город получает справедливое наказание. Сытость и самодовольство горожан приводят к тому, что все голодные и обездоленные совершают грабительский набег. Сравнивая большевиков с крысами, поэтесса отказывает им в праве называть себя людьми. Она считает, что революция в России привела к резкому падению культурного уровня и «установлению» звериных законов («не потел — так не ешь», «не потел — под расстрел»).

Горожане до безумия напуганы. Бургомистр обращается к жителям с просьбой о помощи и обещает в награду свою дочь. В конце главы в город входит «человек в зеленом — с дудочкой».

В четвертой главе («Увод») Цветаева пародирует период НЭПа в Советской России. Обожравшиеся крысы постепенно сами превращаются в мещан. Идеалы революции забыты, среди бывших нарушителей порядка воцаряется сытость. Музыкант с помощью флейты напоминает крысам об их «великом» прошлом. Музыка призывает их к новым свершениям — завоевательному походу в Индию. По-видимому, Цветаева намекает на планы большевиков по распространению коммунизма во всем мире. Флейтист заводит крыс в озеро, где они и тонут.

Пятая глава («В ратуше») описывает неблагодарность жителей Гаммельна. Избавившись от смертельной опасности, они вновь почувствовали свою силу. Бедный флейтист в их глазах уже недостоин дочери бургомистра. Они принимают решение наградить босяка …бумажным футляром для его флейты.

В шестой главе («Детский рай») изображена страшная месть музыканта. Вновь используя музыкальные чары, он выманивает из Гаммельна всех детей и заводит их, как крыс, в озеро. Назвав такую смерть попаданием в «рай», Цветаева имеет в виду, что для детей это был лучший выход. Оставшись в городе, они бы превратились в таких же тупых и самодовольных мещан.

Поэма «Крысолов» — очень жесткое сатирическое произведение Цветаевой. Она резко критикует как буржуазный, так и коммунистический образ жизни. Единственный положительный герой (и то отчасти) — бродячий музыкант. Музыка в поэме — могучая всесокрушающая сила, способная действительно изменить этот мир.

Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   #   

 
 
    Copyright © 2024 Великие Люди  -  Марина Цветаева