Первая заграница и последняя Россия
В 1914 году (первая дата в моем живописании, единственная названная Гончаровой, явный рубеж) Гончарова впервые едет за границу. Везут с Ларионовым и Дягилевым пушкинско-гончаровско-римско-корсаковско-дягилевского «Золотого Петушка». Париж, помнишь? Но послушаем забывчивейшего из зрителей: победителя - саму Гончарову. «Декорации, танец, музыка, режиссура - все сошлось. Говорили, что - событие»... Если уж Гончарова, при ее небывалой беспамятности и скромности... Послушаем и одного из ее современников.
«Самый знаменитый из этих передовых художников - женщина: имя ее Наталья Гончарова. Она недавно выставила семьсот холстов, изображающих «свет», и несколько панно в сорок метров поверхности. Так как у нее очень маленькая мастерская, она пишет кусками, по памяти, и всю вещь целиком видит впервые только на выставке. Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Но самое любопытное - ей подражают не только как художнику, но и ей внешне. Это она ввела в моду рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим. Но это еще ничто. Она нарисовала себе цветы на лице. И вскоре знать и богема выехали на санях - с лошадьми, домами, слонами - на щеках, на шее, на лбу. Когда я спросил у этой художницы, почему она предварительно покрыла себе лицо слоем ультрамарина, -
- Смягчить черты, - был ответ.
- Дягилев, Вы первый шутник на свете! - сказал С.
- Но я говорю простую правду. Каждый день можно встретить в Москве, на снегу, дам, у которых на лице вместо вуалеток скрещенные клинки или россыпь жемчугов. Что не мешает этой Гончаровой быть большим художником.
Метрдотель вносил крем из дичи с замороженным гарниром.
- Это ей я заказал декорации к «Золотому Петушку» Римского-Корсакова, которого даю этой весной в Опере, - прибавил Сергей Дягилев, отводя со лба завиток волос».
Сделка с совестью.
- Как, Гончарова, сама природа, - и...
- А дикари, только и делающие, не природа?
- Но Гончарова - не дикарь!
- И дикарь, и дичок. От дикаря в ней радость, от дичка робость. Радость, победившая робость, - вот личные цветы Гончаровой. Ведь можно и так сказать: Гончарова настолько любит цветы, что собственное лицо обратила в грунт. Грунт, грунтовка и, кажется, найдено: Гончарова сама себе холст!
Если бы Гончарова просто красила себе щеки? мне стало бы скучно. Так - мне весело, как ей и всем тогда. - Пересол молодости! - Гончарова не морщины закрашивала, а... розы! Не красила, а изукрашала. Двадцать лет.
- Как вы себя чувствовали с изукрашенным лицом?
- По улицам слона водили... Сомнамбулой. Десять кинематографов трещат, толпа глядит, а я - сплю. Ведь это Ларионова идея была и, кажется, его же исполнение...
Не обманул меня - мой первый отскок!
После Парижа едет на остров Олерон, где пишет морские Евангелия. Островок Олерон. Сосны, пески, снасти, коричневые паруса, крылатые головные уборы рыбачек. Морские Евангелия Гончаровой, без ведома и воли ее, явно католические, с русскими почти что незнакомые. А всего месяц как из России. Ответ на воздух. Так, само католичество должно было стать природой, чтобы дойти и войти. С Олерона домой, в Москву, и вскоре вторая поездка, уже в год войны. Последний в России - заказ декораций к «Граду Китежу» и заказ росписи домовой церкви на Юге, - обе невыполненные. Так была уверена, что вернется, что...
«Ангелы были вырезаны, оставалось только их наклеить. Но я не успела, уехала за границу, а они так и остались в папке. Может быть, кто-нибудь другой наклеил. Но - как? Нужно бы уж очень хорошо знать меня, чтобы догадаться: какого - куда». (В голосе - озабоченность. Речь об ангельском окружении Алексея человека Божьего.)
Выставки 1903 - 1906 гг.
Скульптурная выставка внеклассных работ в Московском Училище Живописи и Ваяния (до 1903 г.).
Выставка Московского Товарищества Художников.
Акварельная выставка в здании Московского Литературно-Художественного Кружка.
Русская выставка в Париже - 1906 г. (Устроитель - Дягилев.)
Русская выставка в Берлине у Кассирера.
1906 - 1911 гг.
Мир Искусства (Москва и Петербург).
Золотое Руно (состоит в организации).
Stephanos (Венок) - Москва (состоит в организации).
Венок в Петербурге.
Салон Издебского.
Бубновый валет (1910 г. - 1911 г.).
Ослиный Хвост (1912 г.).
Союз Молодых в Петербурге.
Der Sturm (буря) - Берлин.
Выставка после-импрессионистов в Лондоне (объединение с западными силами).
Herbstsalon (Осенний салон) - Берлин.
Der blàuе Reiter (Голубой всадник) - Мюнхен.
Отдельная выставка на один вечер в Литературно- Художественном Кружке (Москва).
|