Марина Цветаева
 VelChel.ru 
Биография
Хронология
Семья
Цитаты
Галерея
Памятники Цветаевой
Стихотворения 1906—1920
Стихотворения 1921—1941
Стихотворения по алфавиту
Статьи
Поэмы
Проза
Автобиографическая проза
Статьи и эссе
  Мой ответ Осипу Мандельштаму
  Поэт о критике
  … I. Не может быть критиком...
  … II. Не смеет быть критиком
  … III. Кого я слушаю
  … IV. Кого я слушаюсь
  … V. Для кого я пишу
  … VI. Разновидности критиков
  … VII. Автор и вещь
  … VIII. Чем должен быть критик
  … Примечания
… Комментарии
  Герой труда
  Два «Лесных царя»
  О новой русской детской книге
  Живое о живом
  Башня в плюще
  «Пленный дух»
  Пушкин и Пугачев
О творчестве автора
Об авторе
Переписка
Ссылки
 
Марина Ивановна Цветаева

Статьи и эссе о литературе » Поэт о критике » Комментарии

Комментарии

Впервые — в журнале «Благонамеренный» (Брюссель, 1926, # 2 Март-апрель).

Статья — первая значительная работа Цветаевой, посвященная вопросам художественного творчества, главным образом сущности поэтического мастерства и отношениям между поэтом и критиком. Поводом для ее написания явились критические статьи о поэтах в периодических изданиях, в первую очередь работы поэта-акмеиста, одного из «присяжных» критиков русского зарубежья Г. Адамовича (1894-1972).

Цветаева выступила против некомпетентного, порой беспринципного суда критика над поэтом, по словам Анастасии Цветаевой, «в корне опровергая право судить сокровенные истоки творчества, не подходя к ним с должными мерками, доказывая, что такой суд потому ошибочен, что не достигает той глубины, где творится художественное произведение» (Октябрь. 1987, Ха 7, с. 185). Чтобы подчеркнуть непоследовательность и противоречивость оценок критика, Цветаева приложила к статье подборку цитат (под общим названием «Цветник») из работ Г. Адамовича.

Первый эпиграф взят из глав «Об уединении» книги «Опытов» Мишеля де Монтеня (1572-1592).



<1> Сент-Бев Шарль Огюстен (1804-1869) — французский критик и поэт. Выступал против критиков, осуждавших поэтов за отступления от установившихся литературных норм. Относительно оценки его поэзии Цветаева несколько субъективна («посредственная лирика»). Стихи Сент-Бева в пору расцвета романтизма пользовались большим успехом. Пушкин («с изумлением») находил у Сент-Бева стихотворения, «исполненные свежести и чистоты» (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М.;Л., 1950. Т. 5.с.178).

<2> Г. Адамович... в том же отзыве... — речь идет об обзоре «Литературные беседы» (Звено. Париж, 1925, # 152, 28 декабря), где критик писал:<...я вспомнил появление Цветаевой в Петербурге, в первый год войны, кажется... Цветаева, слегка щуря глаза, дерзко-срывающимся голосом, читала: «Германия, мое безумие! Германия! моя любовь!..»

<3> «Вечерний альбом» — первая книга стихов М. Цветаевой (1910).

<4> «Крысолов» — поэма М. Цветаевой, написана в 1925 г., опубликована в 1925-1926 гг. в нескольких номерах журнала «Воля России» (Прага). См. также комментарии в т. 1. ...золото Рейна... — Легендарный клад, о котором идет речь в тетралогии Рихарда Вагнера (1813-1883) «Кольцо Нибелунга» (1854). «Золото Рейна» — название первой части.

<5> «...не должно сметь...» — цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824).

<6> Стравинский Игорь Федорович (1882-1971) — русский композитор, дирижер.

<7> Кокошкин Федор Федорович (1871-1918) — русский общественный деятель.

<8> Чабров Алексей Александрович (настоящая фамилия Подгаецкий; 1888?-1935?) актер, режиссер. В письме к Эренбургу Цветаева писала: «Чабров — мой приятель, умный, острый... прекрасно понимающий стихи, очень причудливый, любящий всегда самое неожиданное и всегда до страсти!»

<9> Сафо — см. комментарии к очерку «Герой труда».

<10> ...книга Бальмонта «Горные вершины» — историко-литературное и критическое эссе (1904). Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт.

<11> Ронсар Пьер де (1524-1585) — французский поэт. В его сборниках «Оды», «Гимны», «Сонеты к Елене» выражены гуманистические идеалы Возрождения.

<12> Гельдерлин Иоган Христиан Фридрих (1770-1843) — немецкий поэт-романтик. Заполняя анкету для предполагавшегося издания библиографического словаря русских писателей, Цветаева писала в 1926 г: «Последовательность любимых книг... и поныне: Гейне — Гёте — Гельдерлин...»

<13> Клейст Генрих фон (1777-1811) — немецкий писатель. В его творчестве иррационально-романтическое сплавлено с жизненной достоверностью и элементами социальной сатиры.

<14> «J'e entends des voix...» — слова, приписываемые Жанне д'Арк.

<15> За 1917-1922 гг. у меня получилась целая книга... — Речь идет о сборнике «Лебединый стан». При жизни Цветаевой издан не был. Впервые напечатан в 1957 г. в Мюнхене.

<16> ...когда писала Тезея... — Цветаева писала «Тезея» в 1923-1924 гг. (см. т. 1).

<17> Саул — первый израильский царь (ок. 1070 г. до н. э.). Его царствование в течение 40 лет сопровождалось быстрым политическим развитием страны. Жизнь Саула описана в Первой книге Царств. Замысел Цветаевой написать о Сауле не был осуществлен.

<18> «И жить торопится и чувствовать спешит...» — из стихотворения П. А. Вяземского <Первый снег» (1819).

<19> ...с 1912 по 1922 г. не напечатала ни одной книги. — Цветаева неточна. В указанный период у нее вышли две книги: «Из двух книг» (1913) и «Версты» (1921).

<20> «Молодец» — поэма М. Цветаевой.

<21> ...Наполеон... не томился на Св. Елене... — см. комментарии к очерку «Мать и музыка».

<22> Нерон (37-68) — римский император, жестокий, самовлюбленный, развратный. Существует версия, что он поджег Рим, чтобы представить себе картину горящей Трои.

<23> Герострат — грек, жаждавший славы, сжег храм Артемиды Эфесской (356 г. до н.э.), чтобы обессмертить свое имя.

<24> Надсон Семен Яковлевич (1862-1887) — русский поэт.

<25> Вертинский Александр Николаевич (1889-1957) — эстрадный артист, поэт и композитор.

<26> ... «Дуэль Пушкина» в витринах. — см. комментарии к очерку «Мой Пушкин».

<27> ...партия Германа и партия Ленского. — Имеются в виду оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1890) и «Евгений Онегин» (1878).

<28> ...однотомный Пушкин-Сытин с Пушкиным-ребенком ... — на обложке сытинского издания изображена известная гравюра Е. И. Гейтмана (1822).

<29> Сытин Иван Дмитриевич (1851-1934) — русский издатель-просветитель.

<30> ...не забыть, в гостиной... Репина — Цветаева ошибается: у Репина нет картины, посвященной дуэли Пушкина. Его известная картина изображала Пушкина читающим стихи на лицейском вечере. Судя по описанию, Цветаева могла иметь в виду картину Н. И. Шестопалова (1875-1954) «Дуэль Пушкина с Дантесом» или картину А. А. Наумова (1840-1895), которая висела в спальне ее матери (см. очерк «Мой Пушкин» и комментарии к нему).

<31> «И долго буду тем народу я любезен...» — Цветаева приводит слова В. А. Жуковского, высеченные на постаменте памятника А. С. Пушкину в Москве. Подлинный пушкинский текст был восстановлен в 1937 г.

<32> «Зима. Крестьянин торжествует...» — неточная цитата из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

<33> «Парус» — стихотворение М. Ю. Лермонтова (1832).

<34> ... о Гумилеве в день его расстрела... — поэт Н. С. Гумилев был расстрелян 25 августа 1921 г. по необоснованному обвинению в контрреволюционном заговоре.

<35> Вячеслав — Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949), русский поэт.

<36> Сологуб Федор Кузьмич (настоящая фамилия Тетерников; 1863-1927) — русский писатель.

<37> «И не оспаривай глупца!» — неточно приведенная заключительная строка из стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукокотворный...» (1836).

<38> ... «Россия и Инония»... — речь идет о статье И. А. Бунина «Инония и Китеж», опубликованной в газете «Возрождение» (Париж, 1925, 12 октября).

<39> Айхенвальд Юлий Исаевич (1872-1928) — известный дореволюционный критик, в 1922 г. выслан из советской России, возглавлял критический отдел берлинской газеты «Руль».

<40> Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945) — русский поэт, критик. С 1920 г. за границей.

<41> Яблоновский Александр Александрович (1870-1934) — журналист, постоянный критик и фельетонист газеты «Возрождение». На статью «Поэт о критике» Яблоновский разразился грубым, написанным в оскорбительном тоне фельетоном «В халате» (Возрождение Париж, 1926, 5 мая). Отдельной его статьи о цветаевской «Германии» не обнаружено.

<42> Ремизов Алексей Михайлович (1877-1957) — русский писатель.

<43> А. Черный — Саша Черный (Гликберг Александр Михайлович; 1880-1932) — русский поэт. С 1920 г. в эмиграции. Статья-рецензия А. Черного на книгу А. Ремизова «Кукха» была опубликована в «Русской газете» (Париж, 1924, 6 ноября).

<44> Святополк-Мирский — см. комментарии к очерку «Мать и музыка».

<45> «Воля России» и «Своими путями» — пражские журналы, в которых сотрудничала Цветаева.

<46> «...Лучше отметим наиболее интересные страницы сборника ...» — из рецензии Ю. Айхенвальда на альманах «Ковчег» (Руль. Берлин, 1925, 9 декабря). «Ковчег» готовился к печати при непосредственном участии Цветаевой. В нем была напечатана ее «Поэма Конца». Вышел в свет в сентябре 1925 г. в Праге.

<47> Саводник Владимир Федорович (1874-1940) — русский советский историк литературы, автор пособий по истории русской литературы Цветаева, по-видимому, имеет в виду книгу Саводника «Краткий курс русской словесности с древнейших времен до конца XVIII в.» (1913).

<48> Сивилла (греч. миф.) — см. комментарии к очерку «Дом у Старого Пимена».

<49> «Старик Державин нас отметил...» — неточная цитата, из восьмой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   #   

 
 
    Copyright © 2024 Великие Люди  -  Марина Цветаева